вторник, 25 марта 2014 г.

Как научить первоклассника общаться?


Мы знаем, что сегодня многие дошкольники не посещают ни детские сады, ни другие детские коллективы, поэтому неготовность первоклассника к общению с ровесниками – одна из проблем начальной школы. От грамотного подхода к ней зависит успешность адаптации ребенка, его эмоциональное, физическое состояние. Наталия ШКУРИЧЕВА, педагог-психолог школы № 971 г. Москвы, рассказывает о способах решения проблемы, отвечая на вопросы родителя и учителя.



Родитель. Помогите, пожалуйста, разобраться в проблеме! Моему сыну-первокласснику Толе 6,5 лет. Он умный, сообразительный мальчик, умеет хорошо читать, писать, знает много сказок и стихов. Учиться ему нравится. Но почему-то с ребятами из класса он мало общается: учительница говорит, что Толя всегда один на перемене сидит за партой или стоит в сторонке и смотрит, как другие дети играют. На уроке, даже зная ответ на вопрос, не поднимает руку, чтобы ответить. После школы все ребята во дворе бегают, общаются, а мой ребенок предпочитает одиночество. На вопрос: «Как зовут твою соседку по парте?» – Толя задумчиво отвечает: «Не знаю». Когда спрашиваешь сына: «С кем из ребят в классе ты успел познакомиться, подружиться?» – он говорит: «Со всеми». Меня очень беспокоит поведение моего ребенка: знаю, как тяжело быть одному. Как исправить эту ситуацию? Чем я могу помочь своему мальчику?

Ольга Б., г. Москва

Психолог. Уважаемая Ольга! Ситуация, которую Вы описываете, связана с довольно распространенной проблемой современных первоклассников – недостаточно развитыми навыками и умениями общаться и взаимодействовать со сверстниками. Очень позитивно то, что Вы, Ольга, понимаете и осознаете важность успешного вхождения Вашего ребенка в коллектив сверстников. От характера межличностных отношений с одноклассниками, эмоционального состояния ученика зависит успешность его адаптации к школе. Теперь давайте рассмотрим пути разрешения трудностей Вашего сына.
1. Постоянно интересуйтесь школьной жизнью ребенка, чаще задавайте ему вопросы: «Что нового ты сегодня узнал?», «С кем ты сегодня играл, разговаривал на перемене?», «Как зовут твою соседку по парте? Чем она больше всего любит заниматься? Что больше всего любит делать?» – и т.д.
2. Если ребенок подружился с кем-то из одноклассников, постарайтесь организовывать совместную деятельность детей после школы: можно пойти вместе погулять в парк, чтобы поиграть в мяч; пригласить друга домой и собирать вместе конструктор, рисовать, организовать чаепитие; очень хорошо сплачивают детей совместные посещения театра, кино, музея.
3. Не навязывайте малышу своих предпочтений в выборе друзей! Ошибку совершают родители, которые говорят: «Какой хороший мальчик Никита! Постарайся подружиться с ним. А вот Алеша – драчун, не подходи к нему». Для развития навыков общения первокласснику необходимо уметь выстраивать межличностные отношения с разными детьми: общительными, малоразговорчивыми, тревожными, агрессивными, конфликтными и т.д.
4. Не торопите первоклассника с выбором товарища. Помните, что в адаптационный период (который продолжается около двух месяцев) первокласснику непросто осваивать новые для него роли: «Я – ученик», «Я – член ученического коллектива». Ученику только предстоит найти свое место в коллективе сверстников. Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому одному первокласснику удается быстро найти себе друзей, другому требуется время, чтобы «присмотреться» к товарищам, третьего устроит так называемое «камерное общение», т.е. у него будет один близкий друг, и только с ним ему будет комфортно.
5. Бережное отношение к личности ребенка, к его потребностям, интересам, уважительные манеры общения в семье, терпеливое выслушивание рассказов о школе помогают наладить, сохранить эмоционально-положительные отношения первоклассника с родителями и послужат примером для построения общения с одноклассниками. Понаблюдайте за своим общением с другими людьми (на работе, с родственниками, в общественных местах – как Вы общаетесь, какой у Вас стиль взаимоотношений). Вспомните, каким ребенком, подростком были Вы, каким образом находили себе друзей, какие трудности испытывали в коллективе сверстников. Это поможет Вам отделять собственный эмоциональный опыт общения от индивидуального стиля отношений Вашего ребенка и не переносить свои проблемы на него.
6. У каждого человека, в том числе и у первоклассника, имеют место конфликтные ситуации: «не уступают друг другу», «толкаются, дразнят, смеются над другими» – так описывают учителя конфликты между детьми. Ваша задача – научить своего малыша проговаривать эти ситуации: пусть ребенок поделится с Вами тем, что с ним произошло в школе. А затем Вы вместе смоделируете ситуацию конструктивного решения, выхода из нее. Хотя решение будет только воображаемым, но, во-первых, первоклассник выразит свои чувства, т.е. снимет эмоциональное напряжение; во-вторых, он будет видеть Ваше участие в его проблеме и приобретет опыт разрешения конфликта.
7. Радуйтесь вместе с ребенком каждому положительному моменту общения с одноклассниками. Например, Ваш ребенок рассказал о том, как он помог своему товарищу, например, поделился своей ручкой на уроке, преодолел страх перед выступлением у доски. Активно выражайте свои чувства: «Молодец!», «Как же я рада, что...», «Мне так приятно слышать о...», «Я горжусь тобой, потому что...» – и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий