воскресенье, 23 марта 2014 г.

Школьное «пора»



Автор статьи: Наталия ИСАЕВА


Кажется, еще вчера ваш малыш изъяснялся знаками в песочнице. А сегодня уже самостоятельно читает про Гарри Потера, бегло считает до ста и обратно и бодро декламирует на табуретке английский стишок. И у вас возникает вполне законный вопрос: «Не пора ли ребенку в школу?»

Таким вопросом современные родители начинают задаваться все раньше. И все чаще приходят к выводу, что чем быстрее в школу, тем лучше. А если школа специализированная, то совсем хорошо. Учителя к таким наполеоновским планам относятся скептически. Говорят, что вундеркиндов с годами больше не становится. Ведь готовность к обучению не ограничивается навыками письма, чтения и счета. Это целый комплекс физиологических и психологических характеристик развития, на которые родители зачастую просто не обращают внимания.

Большинство этих характеристик, как говорят специалисты, созревают к шести с половиной годам. Именно в это время малыша формально можно отдавать в школу. Но природа не знает четких возрастных ограничений, и то, что у одних развивается к шести годам, у других формируется только к восьми.

Все это важно иметь в виду, чтобы избежать в дальнейшем серьезных проблем: скороспелый первоклассник может утомляться, капризничать, не справляться с заданиями, бояться учительницы, конфликтовать со сверстниками и проситься обратно в песочницу. Так что родителям (вместе с учителем и психологом) стоит оценить развитие ребенка со всех сторон. И уже потом решать, идти ли в первый класс сейчас или подождать.

Если же в этом году малыш по каким-то качествам не созрел, а в следующем будет уже переростком, важно выбрать нужную школу. Чтобы избежать возможных ошибок.

Ошибка №1
«За компанию»

«В этом году наш старший сын, Сережа, идет в первый класс. И гордится этим невероятно. Мы уже выбрали школу, купили портфель и даже пенал с Королем Львом. А тут и младший, Петя, туда же: ходит по квартире с Сере-
жиным рюкзаком, каждый раз прибегает показать, что нарисовал грибок лучше брата, и просится в школу. Вот мы с мужем и подумали: а почему бы нет? Разница в возрасте у них чуть больше года, Петя читает с пяти лет, считает не хуже брата. Пусть они и идут один с семи, а другой с шести, заодно не будут скучать друг без друга. К тому же у нас у всех знакомых шестилетки уже в школе».
Ирина Ч., г. Москва

Отправлять ребенка в школу, руководствуясь только его просьбами, очень рискованно. Зачастую его «хочу» означает не желание учиться, а охоту следовать внешним атрибутам – носить портфель, называться учеником, поскорее вырасти и стать как старший брат. Здесь важно убедиться, что ребенок действительно предпочитает учебу игре. Читая книгу, прервитесь на самом интересном месте и спросите, что он хочет делать – читать дальше или поиграть в машинку. Если он выберет машинку, о школе говорить еще рано.
Помимо желания учиться малыш также должен уметь адекватно смотреть на себя и воспринимать критику. Если он уверен, что всегда все делает лучше всех, он не будет продвигаться в учебе (зачем стараться, если он и так идеален?).
Но что же делать, если ребенку уже исполнилось семь лет, а он все еще выбирает машинку? Неужели сидеть дома? Нет, конечно. Но постарайтесь обеспечить малышу комфортные условия обучения. Здесь очень важно найти нужного учителя, доброжелательно настроенного, который бы постарался максимально облегчить первокласснику вхождение в школьную жизнь.

Ошибка №2
«Хорошая подготовка»

«Мы с женой серьезно подошли к воспитанию сына Саши, чтобы он вырос достойным человеком. В три года он пошел в бассейн и на танцы, в четыре занимался с дошкольным педагогом чтением, математикой, английским, ходил в теннис и музыкальную школу. В его годы я об этом и мечтать не мог. Вопрос, во сколько идти в школу и в какую именно, перед нами не стоял. С шести лет сын пошел в гимназию, как и ожидали, стал приносить одни пятерки. А во втором классе наш послушный Сашка начал дурить. В школу – со слезами, из школы – с головной болью. Учительница жаловалась жене, что он на уроках часто ловит ворон, не может ответить на простейший вопрос. Среди пятерок стали мелькать четверки и даже тройки. Жена просит перевести ребенка в обычную школу, говорит, он не успевает. А я не хочу, чтобы мой сын рос дураком. В первом классе-то он справлялся. А сейчас просто обленился».
Дмитрий М., г. Владивосток

Самая распространенная ошибка – определять готовность ребенка к школе по уровню общего развития. Благодаря телевидению сегодняшние дети много знают об окружающем мире, активно воспринимают любую новую информацию. К тому же с ними начинают заниматься еще с пеленок (за исключением неблагополучных семей). Неудивительно, что к пяти-шести годам запас накопленных знаний кажется родителям более чем достаточным («Я в его годы только «Мама мыла раму» по слогам складывал, а он уже три года французский учит»).
Вся сложность ситуации заключается в том, что такие умения легко бросаются в глаза и зачастую служат единственным критерием для выбора «серьезной» школы. В результате дети оказываются не готовыми к более сложным мыслительным операциям, возложенные на них задачи и требования родителей оказываются им не по силам. Чтобы неуспеваемость ребенка не стала для вас неприятным сюрпризом, убедитесь, что у него сформированы основные инструменты обучаемости, в первую очередь память и внимание.

Ошибка №3
«Схватывает на лету»

«Маша всегда удивляла нас своей способностью замечать и запоминать малейшие детали. Ведя дочку в первый класс, я была уверена, что она будет схватывать слова учительницы на лету и проблем с обучением у нас точно не будет. И как же я удивилась, когда Светлана Вячеславовна сказала мне, что Маша на уроках невнимательна, часто отвлекается, неусидчива, не способна довести до конца ни одно задание. Я, конечно, и дома замечала, что дочь часто переключается с собирания мозаики на кукол, потом на чтение книжки и обратно. Но была уверена, что ей просто неинтересны детские занятия. А в школе ее сумеют заинтересовать».
Марина В., г. Москва

Родители часто принимают детскую восприимчивость к окружающему миру за готовность к обучению. На самом деле, речь идет о непроизвольном внимании, когда ребенок одинаково бурно реагирует на все события – кто-то чихнул, птица пролетела. Благодаря этому и возникает эффект, когда ученик ловит ворон. Обычно же ребенок должен идти в школу, когда у него возникает другой вид внимания – произвольный. В норме этот механизм формируется к семи-восьми годам. Он и помогает первокласснику выделить главное и второстепенное, сосредоточиться на одном задании, усидеть на месте.
У детей с неустойчивым вниманием и низкой памятью, как правило, возникают трудности по основным предметам – письму, чтению, математике. Причем пробелы в знаниях всплывают во втором классе. Если ваш малыш еще не может 10–15 минут, не отвлекаясь, заниматься одним делом или, наоборот, при необходимости переключиться с одной деятельности на другую, весь урок пройдет мимо него. Если ребенку еще не исполнилось семь лет, со школой лучше подождать. Если исполнилось – лучше не отдавать его в специализированный класс. И еще как можно чаще повторяйте с ним пройденный материал, попросите учителя уделять ему больше внимания.

Ошибка №4
«Не следить за языком»

«Сейчас много говорят о том, что учить ребенка языку надо как можно раньше. Алеше мы наняли учителя английского в четыре года. А заодно пригласили логопеда, так как у нас были некоторые проблемы со звуками. Когда настала пора идти в школу, мы, естественно, пошли в языковой класс. Правда, у нас осталась небольшая запинка в речи и особыми успехами в английском мы похвастать не могли. Но тесты
прошли успешно. Сейчас я жалею о своем решении быть как все. Уже через пару месяцев у сына начались проблемы – его запинки привели к прерывистости речи, растягиванию слов. Алеше было трудно зубрить слова по нескольку часов в день, он стал жаловаться на усталость, плохо спать. В результате через три месяца мы перешли в обычный класс».
Нина П., г. Зеленоград

Несформированность речи – очень частый недостаток. По результатам исследования, она встречается почти у 60% первоклашек. И сюда относятся не только запинки и заикание, но и неправильное произнесение звуков, неумение выделить звук в начале-конце-середине слова, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составлять связный рассказ по картинкам. Такие дети плохо осваивают письмо и чтение, в самых запущенных случаях оказываются вообще
неспособными к обучению.
Если у вашего малыша есть хоть какие-то проблемы с речью, надо обязательно заниматься с логопедом, в том числе и в начальных классах. При этом не рекомендуются школы с интенсивным обучением и углубленным изучением иностранного языка.
Кроме того, некоторые нарушения речи (в частности, заикание) могут говорить о слабой нервной системе. Обратите внимание, хорошо ли ребенок спит, не мучают ли его страхи (темноты, одиночества), не излишне ли он раздражителен, нет ли у него навязчивых движений (подергивания мышц лица, шеи, моргания), не грызет ли он ногти.
Если вы насчитали несколько признаков, лучше проконсультируйтесь с врачом-психоневрологом. Нервные дети плохо осваивают всю программу – чтение, письмо, математику. Им нужен щадящий режим обучения, с одним днем отдыха в течение недели (лучше в четверг), обязателен дневной сон. Выполнение домашнего задания не должно занимать больше часа.

Ошибка №5
«Тепличные условия»

«Оленька в детстве часто болела, поэтому в детский сад мы ее не водили. Дочка сидела дома с бабушкой, росла активной, любознательной девочкой. Любила читать книжки про животных, обсуждать новости
и сериалы, спорить о политике. Правда, бабушка ее немного избаловала, а еще Оля привыкла к ее обществу, так что ни в одном детском кружке долго не задерживалась.
Когда пришла пора идти в первый класс, Оля не выразила особой радости. А уже третьего сентября пришла домой в слезах, сказала, что дети ее дразнят, учительница злая, и вообще она голодная, потому что не успела пообедать».
Галина К., г. Москва

Вхождение в школьную жизнь – стресс для любого ребенка. Особенно для малышей, которые до этого были неоправданно изолированы от других людей. Школа – социальное учреждение, которое живет по своим правилам, и всем новичкам приходится к ним приспосабливаться. Если ребенок не общался со сверстниками, ему будет сложно войти в коллектив, завести друзей. Если он привык слушать только маму и бабушку, он не сможет адекватно воспринимать требования «чужого» взрослого, перейдет в разряд неуправляемых или наоборот замкнется в себе.
К тому же у слишком опекаемых детей часто не сформированы основные бытовые навыки. Они с трудом застегивают пуговицы, не умеют зашнуровывать ботинки, быстро собирать вещи. Мелочи, конечно, но в результате ребенок будет копаться на переменах, опаздывать на прогулки, не успевать поесть.
Все это может существенно осложнить жизнь и первоклашке, и преподавателю. Особенно если учительница требовательна, привыкла, чтобы все было по правилам, не любит «миндальничать». Родителям важно обеспечить максимально мягкий переход в новую жизнь. Не отдавать на продленку. Найти милую, добрую преподавательницу и объяснить ей особенности ребенка. Тогда она сможет мягко и тактично приучить малыша к новым правилам. А также помочь ему войти в круг сверстников. Правда, желательно, чтобы класс был с минимальной наполняемостью –
7–12 человек.

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОВЕРКА

Убедитесь, обладает ли будущий первоклассник следующими характеристиками:
1. Социальное развитие – ребенок общителен, неагрессивен, легко адаптируется в новой обстановке (в гостях, в поездке).
2. Организация деятельности – дошкольник выполняет задание по образцу, доводит работу до конца, видит свои недостатки.
3. Общее развитие – имеет элементарный запас сведений о себе и о мире, видит сходство и различие предметов, умеет делать вывод.
4. Развитие внимания и памяти – может удерживать внимание 10–15 минут, способен запомнить 10 разных слов или четверостишие после 3–4 повторов.
5. Речевое развитие – правильно произносит все звуки, грамотно строит предложения, может сам составить рассказ по картинкам.
6. Развитие движений – умеет бегать, прыгать, делать повороты, развороты, способен манипулировать мелкими предметами, может чертить вертикальные и горизонтальные линии, круг, квадрат.
7. Зрительно-пространственное восприятие – способен срисовывать фигуры, буквы, цифры и различать их положение в пространстве (сверху-снизу, справа-слева).
8. Личностное развитие – ребенок хочет учиться, сделать что-то лучше, активно интересуется новым, знает, что такое хорошо, что такое плохо.
9. Здоровье – малыш болеет простудой не чаще
3–4 раз в год, нет хронических заболеваний и психических отклонений.

УЧИТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ

При нормальном развитии ребенка можно отдавать в школу и с шести лет. Только если он совершенно здоров.
Здоровье – главный фактор успешного обучения. К сожалению, почти 80% детей имеют физические или психические отклонения. Почти 40% первоклассников болеют раз в полтора-два месяца, по 7–10 дней. В результате они много пропускают и долго восстанавливаются. У них низкая работоспособность и высокая утомляемость. Им трудно даются письмо, чтение и математика. Если ваш ребенок часто болеет, не торопитесь с поступлением в школу. Сосредоточьтесь на укреплении здоровья малыша.

Комментариев нет:

Отправить комментарий