Как и где учат на первоклассника
Автор статьи: Юлия КУЛИКОВА, детский психолог
Современная учебная программа, интенсивность обучения предъявляют высокие требования к подготовленности будущих учеников. Однако родители понимают готовность по-разному.
Для одних это умение ребенка читать, писать и считать.
Для других – большой запас разнообразных сведений и знаний.
Для третьих – усидчивость и способность сосредоточиться на конкретном занятии.
Многие принимают за готовность желание самого ребенка идти в школу. И каждый из этих родителей по-своему прав. Но лишь отчасти.
Долой «фефекты фикции»!
Задолго до поступления Сережи в 1-й класс мама решила, что учиться он будет в специализированной школе с углубленным изучением английского языка.
Хотя из-за частых болезней Сережа пропускал занятия в детском саду, дома с ним регулярно занимались чтением, счетом, решением логических задачек. Многое давалось мальчику легко. Буквы он выучил, быстро и уверенно читал по слогам, мог пересказать прочитанное, хорошо запоминал стихотворения.
Правда, звуки Сережа не всегда произносил четко и правильно. Разумеется, своевременная консультация у логопеда позволила бы выявить у мальчика проблемы с фонематическим слухом и вовремя начать коррекционно-развивающие занятия. Но родители списывали проблемы сына с дикцией на возраст. Между тем, явные затруднения вызывали у ребенка и процессы копирования и написания элементов букв, цифр и узоров. А ведь это свидетельствовало о недостаточно развитой зрительно-моторной координации и требовало специальных занятий по развитию мелкой моторики.
В целом можно сказать, что Сережа готов к школе не был. Но важно понимать: не готов именно к той, которую выбрала мама, – с большой языковой нагрузкой и высокими общими требованиями. Простая общеобразовательная школа в случае с Сережей была бы предпочтительнее.
Этот случай достаточно типичный. Он демонстрирует, как часто родители ошибаются в оценке готовности своих детей к школе. А также объясняет, почему так трудно выработать единые критерии готовности.
Неудивительно, что сегодня детские психологи, физиологи и педагоги сошлись во мнении: единых жестких критериев готовности к школе нет и быть не может. Зато есть определенный уровень физического и психологического развития ребенка, который и позволит ему легко адаптироваться и успешно учиться в школе. Процесс достижения этого уровня и есть подготовка к систематическому обучению в школе. А объективная оценка особенностей развития ребенка поможет правильно выбрать школу, то есть предотвратить определенные трудности в обучении в будущем.
«Домашние» дети
С Олей я познакомилась, когда ей уже исполнилось 6 лет. Веселая, живая, симпатичная, она знала все буквы, хорошо различала звуки, читала несложные тексты. Плюс имела все необходим
ые математические представления и любила рисовать.
На первый взгляд, девочка была прекрасно подготовлена к школе. Было только одно «но»: из-за занятости родителей Олю растили дедушка и бабушка. В детский сад девочка не ходила.
В стремлении дать Оле все самое лучшее и оградить от любых проблем близкие избаловали Олю, превратив в капризного, не знающего слов «нельзя» и «надо» ребенка. Возможно, даже не подозревая, они способствовали так называемому эмоциональному недоразвитию внучки.
Дело в том, что к началу учебы у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость. Ведь школьная жизнь – это не только уроки. Между учащимися нередко возникают ссоры, обиды. Взаимоотношения школьников с учителями также не всегда складываются гладко.
Дети, избалованные чрезмерной опекой и любовью, болезненно реагируют на любые конфликтные ситуации в школе. И, как следствие, отказываются ее посещать. Как правило, это случается с так называемыми «домашними детьми», у которых отсутствует опыт социального общения со сверстниками.
Также чрезвычайно важна в школе и способность к определенным волевым усилиям.
Ребенок вместо «хочу – не хочу», должен уметь заставлять себя делать то, что надо. Причем в течение определенного времени. Такая способность не приходит сама по себе.
Воспитывать и развивать волю у ребенка нужно задолго до поступления в школу. Этому могут способствовать тематические игры, поручения по домашнему хозяйству. И, конечно же, эмоционально-волевые качества формируются в детском коллективе, в процессе совместной игровой и учебной деятельности.
Работа над ошибками
Оля и Сережа в этом году заканчивают первый класс. Они достаточно быстро адаптировались к школьной жизни и стараются прилежно учиться. В чем корень этих успехов? Все просто: родители правильно восприняли оценку готовности детей к обучению в школе и прислушались к советам специалистов.
Например, мама Сережи пересмотрела свою позицию и отказалась от амбициозных планов поступления в английскую спецшколу, а в оставшееся до 1 сентября время организовала для сына дополнительные занятия с логопедом и психологом.
А родители Оли записали дочку в детский клуб. Кроме групповых занятий по подготовке к школе, девочка стала посещать театральную студию. Общение с другими детьми, совместная творческая деятельность научили ее лучше управлять своими эмоциями и помогли усвоить социальные нормы.
Что должен знать и уметь будущий школьник
Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка
Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
Умение отвечать на вопросы и задавать их.
Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
Иметь представление о сезонных явлениях природы.
Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Уважаемые родители!
Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.
МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:
1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
4. Чётко выговаривать своё имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
15. Ладить с другими людьми?
НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА
К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:
мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
причёсываться (своей расчёской);
мыть ноги перед сном тёплой водой;
утром и вечером чистить зубы;
при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
пользоваться носовым платком;
быстро одеться, раздеться, убрать постель;
содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;
при входе в помещение вытирать обувь;
переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.
Автор статьи: Юлия КУЛИКОВА, детский психолог
Современная учебная программа, интенсивность обучения предъявляют высокие требования к подготовленности будущих учеников. Однако родители понимают готовность по-разному.
Для одних это умение ребенка читать, писать и считать.
Для других – большой запас разнообразных сведений и знаний.
Для третьих – усидчивость и способность сосредоточиться на конкретном занятии.
Многие принимают за готовность желание самого ребенка идти в школу. И каждый из этих родителей по-своему прав. Но лишь отчасти.
Долой «фефекты фикции»!
Задолго до поступления Сережи в 1-й класс мама решила, что учиться он будет в специализированной школе с углубленным изучением английского языка.
Хотя из-за частых болезней Сережа пропускал занятия в детском саду, дома с ним регулярно занимались чтением, счетом, решением логических задачек. Многое давалось мальчику легко. Буквы он выучил, быстро и уверенно читал по слогам, мог пересказать прочитанное, хорошо запоминал стихотворения.
Правда, звуки Сережа не всегда произносил четко и правильно. Разумеется, своевременная консультация у логопеда позволила бы выявить у мальчика проблемы с фонематическим слухом и вовремя начать коррекционно-развивающие занятия. Но родители списывали проблемы сына с дикцией на возраст. Между тем, явные затруднения вызывали у ребенка и процессы копирования и написания элементов букв, цифр и узоров. А ведь это свидетельствовало о недостаточно развитой зрительно-моторной координации и требовало специальных занятий по развитию мелкой моторики.
В целом можно сказать, что Сережа готов к школе не был. Но важно понимать: не готов именно к той, которую выбрала мама, – с большой языковой нагрузкой и высокими общими требованиями. Простая общеобразовательная школа в случае с Сережей была бы предпочтительнее.
Этот случай достаточно типичный. Он демонстрирует, как часто родители ошибаются в оценке готовности своих детей к школе. А также объясняет, почему так трудно выработать единые критерии готовности.
Неудивительно, что сегодня детские психологи, физиологи и педагоги сошлись во мнении: единых жестких критериев готовности к школе нет и быть не может. Зато есть определенный уровень физического и психологического развития ребенка, который и позволит ему легко адаптироваться и успешно учиться в школе. Процесс достижения этого уровня и есть подготовка к систематическому обучению в школе. А объективная оценка особенностей развития ребенка поможет правильно выбрать школу, то есть предотвратить определенные трудности в обучении в будущем.
«Домашние» дети
С Олей я познакомилась, когда ей уже исполнилось 6 лет. Веселая, живая, симпатичная, она знала все буквы, хорошо различала звуки, читала несложные тексты. Плюс имела все необходим
ые математические представления и любила рисовать.
На первый взгляд, девочка была прекрасно подготовлена к школе. Было только одно «но»: из-за занятости родителей Олю растили дедушка и бабушка. В детский сад девочка не ходила.
В стремлении дать Оле все самое лучшее и оградить от любых проблем близкие избаловали Олю, превратив в капризного, не знающего слов «нельзя» и «надо» ребенка. Возможно, даже не подозревая, они способствовали так называемому эмоциональному недоразвитию внучки.
Дело в том, что к началу учебы у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость. Ведь школьная жизнь – это не только уроки. Между учащимися нередко возникают ссоры, обиды. Взаимоотношения школьников с учителями также не всегда складываются гладко.
Дети, избалованные чрезмерной опекой и любовью, болезненно реагируют на любые конфликтные ситуации в школе. И, как следствие, отказываются ее посещать. Как правило, это случается с так называемыми «домашними детьми», у которых отсутствует опыт социального общения со сверстниками.
Также чрезвычайно важна в школе и способность к определенным волевым усилиям.
Ребенок вместо «хочу – не хочу», должен уметь заставлять себя делать то, что надо. Причем в течение определенного времени. Такая способность не приходит сама по себе.
Воспитывать и развивать волю у ребенка нужно задолго до поступления в школу. Этому могут способствовать тематические игры, поручения по домашнему хозяйству. И, конечно же, эмоционально-волевые качества формируются в детском коллективе, в процессе совместной игровой и учебной деятельности.
Работа над ошибками
Оля и Сережа в этом году заканчивают первый класс. Они достаточно быстро адаптировались к школьной жизни и стараются прилежно учиться. В чем корень этих успехов? Все просто: родители правильно восприняли оценку готовности детей к обучению в школе и прислушались к советам специалистов.
Например, мама Сережи пересмотрела свою позицию и отказалась от амбициозных планов поступления в английскую спецшколу, а в оставшееся до 1 сентября время организовала для сына дополнительные занятия с логопедом и психологом.
А родители Оли записали дочку в детский клуб. Кроме групповых занятий по подготовке к школе, девочка стала посещать театральную студию. Общение с другими детьми, совместная творческая деятельность научили ее лучше управлять своими эмоциями и помогли усвоить социальные нормы.
Что должен знать и уметь будущий школьник
Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка
Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
Умение отвечать на вопросы и задавать их.
Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
Иметь представление о сезонных явлениях природы.
Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Уважаемые родители!
Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.
МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:
1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
4. Чётко выговаривать своё имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
15. Ладить с другими людьми?
НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА
К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:
мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
причёсываться (своей расчёской);
мыть ноги перед сном тёплой водой;
утром и вечером чистить зубы;
при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
пользоваться носовым платком;
быстро одеться, раздеться, убрать постель;
содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;
при входе в помещение вытирать обувь;
переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий