четверг, 27 марта 2014 г.

Мой ребенок - первоклассник.
Практикум для родителей


Автор: Федько Анна Андреевна
Цель: обсуждение точек зрения родителей на роль семьи в период ожидания школы; вклад семьи в личностно – мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни.Ход мероприятияВступительное слово. Первый класс – это испытание и начало новой жизни не только для ребенка, но и для его родителей. Готовы ли вы вместе с малышом пройти этот путь? Что вы ожидаете от ребенка, от школы, от учителей? Давайте попробуем разобраться с этими вопросами.
Игровое упражнение «Мой ребенок – первоклассник».
Как вы думаете, от чего зависит нормальная эмоциональная атмосфера в семье накануне начала первого класса?
Родителям дается задание выбрать любого сказочного персонажа, рисунки которых прилагаются. Это могут быть как такие герои, как Буратино, Карлсон, Дюймовочка и т. д., так и любые животные. Родителей ведущий просит объяснить свой выбор, какие именно черты героя заставили выбрать именно этот персонаж.
Далее картинки прикрепляются на рисунок, где расположена школа, к которой ведет несколько дорожек различных цветов.
-Почему вы выбрали именно этот цвет? Что он символизирует для вас?
Задание «Закончите предложение». Ведущий бросает родителям мяч, произнося каждый раз начало предложения: «Я считаю, что хорошо учиться в школе означает…». Тот, кто поймает мяч, должен сформулировать свой вариант окончания предложения.
Решение кейс-задач. Предлагается два задания. Требуется обсудить, правильно ли поступают взрослые, какие слова необходимо им найти в данных ситуациях, как можно исправить положение.
1. Полине 6 лет и она учится в 1-м классе. Обучение для нее довольно затруднительно, особенно проблемы вызывает чтение. Мама, усадив ее за стол, начинает интересоваться:
- Что это за буква? Прочитай, что написано. – Девочка молчит.
- Ничего ты не можешь! Учи без меня! – Мама уходит. Через час она возвращается и проверяет. Заметных улучшений нет. – Все, гулять не пойдешь! Будешь заниматься чтением!


2. Катиным воспитанием занималась, в основном, бабушка. Поэтому девочка выросла послушной, но очень стеснительной и робкой, у нее практически не было друзей. Катя любила играть одна, что бабушку устраивало.
Когда Кате исполнилось 6 лет, родители забрали ее у бабушки. Иногда мама просила прочитать стихотворение, решить несложные задачи и т. д. Катя робко отвечала, ошибалась, а мама сердилась: «Как же ты пойдешь учиться в школу? Будешь двоечницей!»
Девочка очень боялась своего первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Через неделю после 1 сентября Катя отказалась идти в школу.
Теоретическая часть
Педагоги и психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе и говорят о психогенной школьной дезадаптации, которая возникает очень часто. Выражается она в школьных страхах, неврозах у ребенка. К последним приводят как кажется безобидные стереотипы родительского поведения.


- Ты, наверное, будешь двоечником?
- Вот пойдешь в школу, там тебе…
- Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником?


Родительские притязания и завышенные требования основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в любви, а значит уверенности в себе.


- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!


Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед унижением, делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несет ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». Бремя двойной нагрузки «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.
- Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?
Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте на путь заведомого обмана.
- Попробуй только еще сделать ошибки в диктанте!
У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость» могут возникать амбивалентные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности.
Рисунок «Мой ребенок в школе». Это упражнение ставит перед собой цель помочь взрослым изучить собственные переживания перед встречей ребенка со школой. Взрослым нужно нарисовать рисунок на указанную тему. Таким образом они проецируют в рисунках жизненные перспективы ребенка, чаще изображается то, каким хотят родители видеть своего ребенка (ожидания), реже – каким не хотят (опасения). В конце упражнения им дается возможность самим решать, куда можно отнести их ожидания: к избыточным, умеренным или реалистичным.

Когда родители начинают рассматривать свои рисунки, для них неожиданными вопросами оказываются такие: Вы дали в рисунке ребенку возможность быть самим собой? Как вы думаете, сколько лет разделяют вашего ребенка с образом, изображенным на рисунке? Что вы готовы сегодня делать для того, чтобы нарисованный образ вашего ребенка стал реальностью? Какими правами и какой ответственностью наделяет новая социальная роль ребенка как школьника? Что в представлениях родителя разрешается ребенку – школьнику, что запрещается? Почему вы нарисовали своего ребенка одного? Что хотелось дорисовать?

В конце мероприятия родителям предлагается небольшая анкета.
Анкета для родителей "Готовы ли к школе родители?"
Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:

· помочь, не рассердившись;
· не кричать, принимать спокойно все так, как есть;
· не унижать;
· не обижать;
· не сравнивать с другими своего ребенка;
· не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.

Заключительное слово. Получение обратной связи.
-Что вам понравилось на мероприятии? Узнали ли вы что-либо новое о себе, о ребенке?

Комментариев нет:

Отправить комментарий