четверг, 27 марта 2014 г.

Ирина Асеева
Большое путешествие, или
Как ребенок может с удовольствием делать то,
чем он заниматься совсем не любит


Правила

Ребенок не любит читать и чистить зубы? Неохотно убирает свои игрушки? Зато он наверняка рад подаркам и сюрпризам, обожает приключения и не прочь коллекционировать наклейки. Вот и хорошо! Отправим его в большое путешествие! По карте.

Правила очень простые. Есть карта. Есть маршрут. Есть флажок, который отмечает передвижение нашей экспедиции. И есть тетрадь, в которую будем вклеивать наклейки. Не просто так, а за хорошие дела. Вместо наклеек можно использовать что-то другое - раскраски, которые в великом множестве водятся в Интернете, картинки или разноцветные штампы со зверятами.

Флажок сделать очень просто из обыкновенной иголки и самоклеящейся бумаги. Простейший вариант - вырезается ромбик, складывается пополам, в сгиб вставляется иголка. Треугольный флажок готов. Если есть время и желание, можно добавить несколько полосок самоклейки другого цвета, придумать, что каждый цвет означает, помочь ребенку выбрать девиз. Это будет уже не просто путешествие, а целая экспедиция. Экспедиция в поисках себя большого, нового, более взрослого и целостного.

Тетрадь лучше выбирать вместе с ребенком - такую, чтобы ему нравилась. Лучше, конечно, на скрепках, чтобы ни листочка не пропало.

Наклейки выдаются ребенку и приклеиваются по правилам, которые обсуждаются заранее. Например, пять наклеек - один ход. За одно добросовестно сделанное дело ребенок может получить одну наклейку, а может и три - за старание, за инициативу, за смекалку - за что угодно. Каждая наклейка подписывается. Например, "12 сентября. Уборка комнаты". Или "15 октября. За самостоятельность". Каждый шаг на карте тоже отмечается в тетради.




Например, вы договорились, что пять наклеек - один ход. Тогда после каждой пятой наклейки можно подвести черту и нарисовать след. Во-первых, так легче вести учет. Во-вторых, ребенку так интереснее, - будет память и предмет для гордости: просматривая тетрадь, он может вспомнить, как первый раз сам красиво заправил кровать или прочитал самостоятельно целую книгу. В-третьих, человечек может сам подписывать наклейки - тут и мелкая моторика, и учимся писать правильно названия месяцев и цифры. И то, и другое можно посмотреть на календаре, а также продублировать на форзаце тетради. Трудные слова неплохо написать там же. За важные события можно дать тоже несколько наклеек: прочитал книгу вместе с родителями - три наклейки, совершенно самостоятельно - пять.

Большим количеством наклеек можно отмечать пройденные этапы в жизни человечка. Вот он научился сам, без подсказки, каждый вечер чистить зубы - поздравим, скажем, что за это больше наклеек не будет, но он вырос, стал самостоятельнее, справился со своей ленью и за это получает, например, наклеек на один или два хода.

Кстати, за серьезные провинности наклейки можно отрывать или передвигать флажок на карте назад. Но злоупотреблять этим не стоит. Лучше будьте щедрыми, и ребенок будет "зарабатывать очки" с большим воодушевлением.

Карта может быть любой (подробнее см. ниже). На ней должен быть хорошо виден маршрут, разделенный на шаги. Через каждые 5-15 шагов - точки, в которых малыш получает подарок. Подарком может быть то, что Вы и так иногда покупаете своему ребенку - журналы, небольшие машинки, мыльные пузыри, воздушные шары - словом, то, что ему нравится. Стоит отметить несколько крупных пунктов - подарки в них будут серьезнее. Иначе малышу может надоесть "зарабатывать" одни и те же мелочи.

Количество пунктов зависит от Вашего желания - можно сделать небольшую карту для начала, и, если понравится, продолжить на более крупной. А можно сразу проложить длинный маршрут.

Что получаем? Наклейки "живут" в тетрадке, а не расползаются по всей квартире. Если ребенок делает надписи самостоятельно, то он работает с календарем, учится правильно писать слова и закрепляет знание цифр.

А еще у него есть целая тетрадь с летописью его жизни - сколько он всего сделал хорошего, что научился делать, как становится взрослее и самостоятельнее. А еще по пути можно узнать много нового и интересного. А ожидание подарка - заслуженного, заработанного, не выклянченного - это само по себе здорово и отдельных комментариев не требует.
Карта простейшая

Проще всего карту купить - их сейчас в магазинах великое множество: физическая карта мира, политическая, карта животного мира, карта изобретений. Мальчишку можно отправить путешествовать на звездолете по карте Солнечной системы или звездного неба. И карту родного города тоже можно использовать - заодно ребенок научится ориентироваться по плану, изучит достопримечательности, если они обозначены на карте.


На карте отмечаем крупно место, откуда начнется экспедиция, и пункт, где она должна закончиться. Затем обозначим места стоянок или достопримечательности, которые нам предстоит встретить на пути: это могут быть города и горы, стоянки на реках или острова в океане, - то, что интересно вашему ребенку или полезно ему знать. Некоторые из этих пунктов можно отметить значками покрупнее - здесь путешественника будут ждать сюрпризы или подарки более серьезные. Например, билеты в цирк. Или поездка в парк аттракционов. Или возможность выбрать самому игрушку за определенную сумму.

Теперь осталось только соединить эти пункты линиями в единый маршрут и каждый отрезок разделить на шаги. Линия должна быть достаточно заметная, но не слишком жирная - чтобы можно было прочитать названия или рассмотреть изображения, по которым она пройдет.

 На бумажной карте провести маршрут можно обыкновенной шариковой ручкой, для карт ламинированных придется использовать ручки гелевые. Чтобы не портить карту, можно в качестве маршрута наклеить на ламинированную поверхность тонкие полоски самоклейки. Или отсканировать страницы атласа, обработать в графическом редакторе и распечатать.


Один отрезок маршрута стоит делить не меньше, чем на пять шагов, но не больше, чем на пятнадцать - долгие переходы могут утомить ребенка, а слишком короткие создадут впечатление, что "заработать" приз очень просто.

Можно оговорить дополнительные условия. Например, если вы останавливаетесь в столицах мира, ребенок получает подарок только в том случае, если без ошибки сообщит, в какой город он "прибыл" и столицей какой страны тот является. Если у вас есть журналы о путешествиях, такие как "Всемирный следопыт" или "Гео", просто полистайте их вместе - посмотрите на фотографии страны, по которой путешествуете, если есть время, почитайте. Можно просто положить журнал на столик рядом с картой, чтобы ребенок мог сам рассматривать его в свободное время.
Другие карты

Карту можно сделать самостоятельно. Вариантов - множество! Рассмотрим некоторые из них.
Карта сказочная. Ваш ребенок больше всего на свете любит сказки? Можно отправиться в путешествие в сказочную страну.

На листе ватмана отметим несколько основных пунктов. В каждом напишем название сказки и наклеим вырезанные из журналов картинки со сказочными героями. Золушка, Вини-Пух, Черепашки Ниньзя, - все это можно в изобилии встретить в рекламных и детских журналах. Если есть время и желание, не сомневаясь, рисуйте сами вместе с детьми - по карте, созданной своими руками, "путешествовать" вдвойне приятнее.
Карта подарков. Здесь в качестве пунктов назначения можно нарисовать или наклеить изображения подарков, которые ожидают ребенка. Карта журнальная. У вас есть несколько журналов с рассказами о разных странах мира или интересных событиях, или рассказывающих об истории техники или архитектуры. Или книги о знаменитых ученых, исчезнувших племенах, загадках планеты. Приклеивайте на ватман открытки с видами города, пишите имена ученых или зашифровывайте в рисунках события, рассказ о которых ожидает человечка, когда он доберется до места назначения. Делитесь с ребенком своими знаниями и увлечениями! Нашим детям в этом возрасте интересно все - от маленькой букашки до далекой звезды. Главное, чтобы вам обоим это было интересно! Если у Вас появилось время…

Все, о чем шла речь до сих пор, требует небольших затрат времени. Купить карту, тетрадь и наклейки, расчертить маршрут совсем несложно. Останется только выбрать в день 3-5 минут, чтобы обсудить с ребенком его достижения. Сейчас мы поговорим о том, что можно еще сделать, если у вас (вдруг!) появилось немного свободного времени.

Речь идет о маршруте нашего путешествия. Мы, путешествуя по миру, можем встретить много нового и интересного. Но запомнить все маленькому человечку трудно. Поэтому можно завести специальный альбом, а лучше папку, куда будем складывать листочки с интересными фактами. На листочках не стоит писать все подробно - только яркие факты, ключевые слова.

Например, путешествуя по карте мира, добрались до Хельсинки, столицы Финляндии. Достали чистый листок, написали название страны и столицу, можно нарисовать государственный флаг. И, пока флажок на карте не покинул территорию Финляндии, пусть листочек висит на стене рядом с картой. Если вы с ребенком в это время нашли какие-то интересные факты об этой стране, можно дополнить ими досье: написать "Сибелиус, композитор" или вырезать из рекламной газеты мобильный телефон и написать "Nokia". А когда будете читать "Мумми-троллей", достаньте листок из папки, нарисуйте этого сказочного персонажа и подпишите имя автора сказочной повести - "Туве Янссон". И постепенно папка заполнится различными фактами - интересными и не очень, но близкими и понятными вашему ребенку. Может быть, в ней даже появятся фотографии - ваши или ваших друзей и знакомых. Такую "самодельную энциклопедию" можно достать и просмотреть в любое время. Таким образом, через игру, по капельке, без зубрежки и скуки, ребенок расширит свой кругозор и соберет знания, которые в будущем ему наверняка пригодятся.
Маленькое замечание на важную тему

Если по карте путешествует не один ребенок, а двое или больше, можно завести одну общую тетрадку или каждому вести свою тетрадь. И, конечно же, в "подарочных пунктах" приз получает каждый ребенок. Ни в каком случае не поощряйте дух соперничества, если это обижает более слабого - игра должна быть в радость всем. Каждый ребенок имеет право расти в своем темпе.
Игры с картами и глобусом

У вас в доме есть карты? У нас - несколько! Карта, по которой "путешествует" наша дочь, политическая карта мира, карта из журнала "Тошка" с наклейками животных и одна сменная карта - иногда на этом месте висит карта животного мира планеты, иногда - Солнечной системы, ждет своей очереди карта изобретений. Мы любим их рассматривать, а иногда, когда есть свободная минутка и подходящее настроение, играем.
Отыщи Тегусигальпу!


Начинали, конечно, с простого - искали свой город, а на карте животного мира смотрели, кто живет в наших краях. А сейчас рассматриваем всю карту и порой, увидев интересное животное или название, загадываем друг другу: "Отыщи Гималаи!" или "Найди, где водится белуха!". А иногда даже так: "Кто первый найдет страну Тонга, тому - большая конфета!" Конечно же, победитель делится со всеми. Но искать все равно интересно.

Попробуйте сами найти эту страну! Только не спутайте с африканской Того.

Я вижу что-то интересное!


Играем в эту игру практически так же, как и в игру "Что я вижу…", только предмет разговора - на карте. Ведущий тщательно осматривает карту (надо же запутать игроков - они обычно пристально следят за его взглядом!) и заявляет: "Я вижу что-то интересное!". Игроки по очереди задают вопросы, пытаясь найти на карте, что же загадал ведущий.

Например, рассматриваем карту Европы.

- Я вижу что-то интересное!

- Это вода?

- Да! - теперь будут долго перечисляться моря, которых на этой карте достаточно. До тех пор, пока кто-то не спросит:

- Это находится на суше?

- Да!

- Это река?

- Нет!

- Это озеро?

- Нет!

- Но это вода?

- Да!

Карта будет изучаться до тех пор, пока чей-то внимательный и везучий взгляд не отыщет Рыбинское водохранилище.
Эти флаги так похожи…


На любой политической карте мира по краям расположены флаги Их нелегко сосчитать, а запомнить - тем более. Но, если использовать и здесь игру-помощницу, вы в скором времени с удивлением сможете обнаружить, например, что на церемонии открытия Олимпийских игр узнаете страну по флагу прежде, чем ее назовет диктор.

Игра проходит примерно так.

- Ты знаешь, у какой страны на флаге только белый и красный цвет?

Сначала находим Швейцарию с белым крестом на красном квадратном флаге. Но ведущий загадал не ее. Флаг Австрии с тремя полосками находится в левом верхнем углу карты и бросается в глаза. Но это тоже не он.

- Это Польша?

- Похоже, но только наборот.

Находим флаг княжества Монако, похожий на перевернутый польский. Ведущий заявляет, что флаг тот, что он загадал. Вот только страна не та…

…Удивительно, но флаги Монако и Индонезии похожи друг на друга, как близнецы… Кстати, а вы знаете, флаг какой страны по форме напоминает половину схематично нарисованной елки?

А еще, разглядывая флаги, можно увидеть интересный флаг маленькой страны с диковинным названием, а потом всем вместе искать ее на карте…
Не подглядывай!


Когда карта кажется изученной, легко проверить свои познания так:

- А теперь не подглядывай! Где находится Амазонка?

- А куда она впадает?

- А она протекает по территории Аргентины?

Обсуждать можно все: реки и горы, столицы и государства. Начать, конечно, надо с вещей достаточно известных. И так, играючи, можно добраться до нюансов, известных не каждому учителю географии. Тогда вашему маленькому школьнику не составит труда вспомнить, какие океаны омывают материки, и с кем граничит страна, о которой рассказывают в новостях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий